Бахайские кущи

Бахайские сады
Бахайские сады

По гладкому, как стекло, шоссе, тянущемуся через «цитрусовый край» долины Шарон, можно всего за час домчаться до Хайфы, крупнейшего морского порта страны. Этот живописный город у подножия горы Кармель раскинулся на трех уровнях, ступеньками спускаясь к кромке Средиземного моря. Здесь находится, пожалуй, одна из самых ярких достопримечательностей страны, составившая достойную конкуренцию древнейшим святыням Иерусалима и Назарета — персидские Бахайские сады.

Этот относительно недавно открывшийся шедевр садово-паркового искусства создавался на протяжении десяти лет лучшими ландшафтными дизайнерами и архитекторами Востока. Причем практически все строительные материалы, от травинки до камешка, были привезены из-за рубежа на деньги многочисленной общины бахаев. Для достижения симметрии формального сада пришлось даже изменить естественный облик горы. Зато, как утверждают отцы-основатели, они смогли достичь своей главной цели — создать земной бахайский Эдем, который способен «затронуть струны души и заставить хоть на время остановиться и задуматься».

Бахайские сады состоят из девятнадцати каскадных террас, ступеньками лестницы карабкающихся на вершину горы Кармель, — из-за этого их прозвали висячими садами Бахаи. Они с большим вкусом засажены аккуратно подстриженными деревьями, кустарниками и цветами — причем все подобрано таким образом, чтобы цветение и благоухание продолжалось круглый год. На верхних ярусах громадными аквамаринами блистают бассейны с проточной водой, говорливыми ручейками спускающейся к подножию горы. Ядро Бахайских садов — внушительная усыпальница со сверкающим медным куполом, окруженная восемнадцатью ниспадающими террасами. В ней захоронен «глашатай» религии бахаизма перс Баб, предсказавший скорое пришествие Бахауллы, последний из так называемых «явителей Бога» — Авраама, Моисея, Будды, Заратустры, Христа, Мохаммеда и Кришны. Появившийся в XIX веке Бахаулла считал, что все без исключения религии имеют один источник, а различия между ними вызваны только лишь тем, что они выражают те или иные аспекты Всевышнего. В наши дни идеалы бахаизма — единство человеческого рода без национальных различий, искоренение войн, создание мирового государства с международным правительством и универсальным языком, бескорыстное общество без социальных антагонизмов — могут показаться наивными и недостижимыми. Но, прогуливаясь по садовым дорожкам из красной декоративной гальки, любуясь на ажурные каменные ограды и изящные статуи, мне хотелось верить, что когда-нибудь в этой утопии хватит места для всех нас.

Комментарии