Бахайские кущи
По гладкому, как стекло, шоссе, тянущемуся через «цитрусовый край» долины Шарон, можно всего за час домчаться до Хайфы, крупнейшего морского порта страны. Этот живописный город у подножия горы Кармель раскинулся на трех уровнях, ступеньками спускаясь к кромке Средиземного моря. Здесь находится, пожалуй, одна из самых ярких достопримечательностей страны, составившая достойную конкуренцию древнейшим святыням Иерусалима и Назарета — персидские Бахайские сады.
Этот относительно недавно открывшийся шедевр садово-паркового искусства создавался на протяжении десяти лет лучшими ландшафтными дизайнерами и архитекторами Востока. Причем практически все строительные материалы, от травинки до камешка, были привезены из-за рубежа на деньги многочисленной общины бахаев. Для достижения симметрии формального сада пришлось даже изменить естественный облик горы. Зато, как утверждают отцы-основатели, они смогли достичь своей главной цели — создать земной бахайский Эдем, который способен «затронуть струны души и заставить хоть на время остановиться и задуматься».
Бахайские сады состоят из девятнадцати каскадных террас, ступеньками лестницы карабкающихся на вершину горы Кармель, — из-за этого их прозвали висячими садами Бахаи. Они с большим вкусом засажены аккуратно подстриженными деревьями, кустарниками и цветами — причем все подобрано таким образом, чтобы цветение и благоухание продолжалось круглый год. На верхних ярусах громадными аквамаринами блистают бассейны с проточной водой, говорливыми ручейками спускающейся к подножию горы. Ядро Бахайских садов — внушительная усыпальница со сверкающим медным куполом, окруженная восемнадцатью ниспадающими террасами. В ней захоронен «глашатай» религии бахаизма перс Баб, предсказавший скорое пришествие Бахауллы, последний из так называемых «явителей Бога» — Авраама, Моисея, Будды, Заратустры, Христа, Мохаммеда и Кришны. Появившийся в XIX веке Бахаулла считал, что все без исключения религии имеют один источник, а различия между ними вызваны только лишь тем, что они выражают те или иные аспекты Всевышнего. В наши дни идеалы бахаизма — единство человеческого рода без национальных различий, искоренение войн, создание мирового государства с международным правительством и универсальным языком, бескорыстное общество без социальных антагонизмов — могут показаться наивными и недостижимыми. Но, прогуливаясь по садовым дорожкам из красной декоративной гальки, любуясь на ажурные каменные ограды и изящные статуи, мне хотелось верить, что когда-нибудь в этой утопии хватит места для всех нас.